Семенова Ольга Алескандровна - педагог-психолог МАОУ "Закаменская СОШ №1"
Образование: высшее - "Байкальский экономико-правовой институт" 2011г.
Специальность: психолог, преподаватель психологии
Стаж педагогической работы : 29 лет
Стаж работы педагогом-психологом : 3 года
Как справиться с компьютерной
зависимостью ребенка
Признаки компьютерной зависимости
Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:
1. Длительное пребывание возле компьютера (5-6 часов)
2. Отказ от домашних дел и приемов пищи
Ребенок может игнорировать домашние обязанности, личную гигиену и регулярные приемы пищи ради компьютерной игры или общения в социальной сети.
3. Проявление радости, сменяющейся чувством вины
Этот симптом характерен для зависимости от компьютерных игр. Ребенок целиком погружается в мир компьютерной игры, искренне переживая неудачи, и, радуясь победам. Он может выглядеть расстроенным весь день из-за очередного «промаха» в игре.
4. Повышенная замкнутость и нежелание общаться со сверстниками
5. Агрессивное поведение
Главный симптом компьютерной зависимости – агрессивная реакция на любые попытки и просьбы выключить компьютер. Ребенок сердится, обижается и не желает слушать аргументы родителей.
Как бороться с компьютерной зависимостью?
Если вы заметили у своего ребенка признаки компьютерной зависимости, вам необходимо набраться терпения. Вы должны понимать, что это серьезная проблема, требующая времени и эмоциональных усилий с вашей стороны.
1. Компьютерную зависимость невозможно решить c помощью насильственных методов или психологического давления. Не выдирайте шнур из розетки, не угрожайте выкинуть компьютер из окна или отключить интернет. Это даст не никакого результата, а наоборот, усугубит ситуацию. Ребенок начнет злиться и исытывать сильное желание во всем противостоять.
2. Вместо открытой конфронтации, попытайтесь найти общий язык с ребенком. Перестаньте говорить на тему «Как вреден компьютер!», а постарайтесь узнать, что его в нем привлекает и затрагивает. Чтобы в чем-то переубедить своего ребенка, вам нужно расположить его к себе и вызвать доверие. Поговорите с ним о его играх и иных пристрастиях в компьютере, попросите их показать. Разговаривайте спокойным, доброжелательным тоном. Сыграйте с ним в какую-нибудь игру, комментируя ее, и, говоря на отвлеченные темы. Таким образом, ребенок будет постепенно преодолевать одиночество, к которому он стремится во время игры.
3. Проявляйте усиленное внимание к ребенку. Спрашивайте о его переживаниях, чувствах и желаниях как можно чаще. Он должен почувствовать теплоту и любовь в реальном мире.
4. Если вы заметили, что ребенок доверительно к вам относится, предложите ему установить определённое время пребывания возле компьютера. Подчеркните, что эти правила необходимы для его здоровья. Конечно, не нужно сразу ставить большие ограничения, если ребенок привык сидеть у монитора свыше 4-х часов.
5. Подумайте, какие проблемы мучают вашего ребенка? Компьютерная зависимость – это следствие нерешенных проблем, и, избавляясь от нее, нужно искать главные причины. Например, жизнь в виртуальном мире может быть бегством от проблем со сверстниками.
6. Лучший способ избавления от компьютерной зависимости – это поиск чего-то нового. Существует множество спортивных секций, кружков и творческих студий. Не бойтесь экспериментировать. Но помните – нельзя заставлять или навязывать свою точку зрения! Вовлеките ребенка в мир окружающей действительности путём предложения ему какой-либо совместной деятельности. Запишитесь в спортзал, на фитнес или в бассейн и попросите его пойти с вами. Пусть он почувствует, что вам это на самом деле интересно, и вы не пытаетесь разлучить его с компьютером. Он сам оценит преимущества новых видов деятельности, а вы ему в этом поможете.
Компьютерная зависимость – одна из тех проблем, которую нужно решать с помощью альтернативных методов, нежели прямого давления и нравоучений. Ведь, человек, находящийся в болезненном состоянии не может его объективно оценить. Поэтому решение этой проблемы занимает длительное время.
Рекомендации родителям выпускников.
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого Государственного Экзамена. Как же поддержать выпускника?
Существуют ложные способы, так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• Забыть о прошлых неудачах ребенка,
• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка,
• Избегать подчеркивания промахов ребенка,
• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на тестирование.
Накануне тестирования обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
- Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
План проведения мероприятия
«Неделя психологии» с 17 по 21 апреля 2023года.
Ответственный: педагог-психолог Семенова Ольга Александровна
Мероприятия, проведенные для обучающихся
|
№ |
дата
|
Тема мероприятия |
Тематическое направление
мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Количество мероприятий |
Количество участников |
1 |
17.04 2023 |
«Приумно-жить добро!» 1классы |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся |
Игровое занятие |
4 |
|
2 |
18.04 2023 |
«Саморегу-ляторы»
2 классы |
Развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции. |
Тренинговое занятие |
3 |
|
3 |
19.04.2023 |
«Дружи как супергерой»
3 классы |
Развитие коммуникативной компетентности и навыков конструктивного разрешения конфликтов |
Тренинговое занятие |
4 |
|
4 |
20.04 2023 |
«Психология. Всё самое интересное»
4 классы |
Популяризация психологии и просвещение обучающихся о ее значимости в современном обществе |
Защита проектов |
2 |
|
5 |
21.04 2023 |
«Психология. Всё самое интересное»
4 классы |
Популяризация психологии и просвещение обучающихся о ее значимости в современном обществе |
Защита проектов |
2 |
|
Мероприятия, проведенные для родителей и педагогов
|
№ |
дата
|
Тема мероприятия |
Тематическое направление
мероприятия |
Форма проведения меро-приятия |
Количест-во меро-приятий |
Количество участников |
1 |
17.04. 2023 |
«Тревожность моего ребенка» |
Оценка уровня школьной тревожности первоклассника. |
Анкетиро-вание родителей |
4 |
|
2 |
18.04.
2023г |
«Адаптация первоклассника. Как помочь ребенку?» |
Повышение психологической культуры родителей по вопросу адаптации детей к обучению -1кл |
Родительское собрание |
4 |
|
3 |
19.04. 2023г |
«Особенности психологического возраста младшего подростка. Как помочь будущему пятикласснику адаптироваться при переходе на среднюю ступень школы?» |
Повышение психологической культуры родителей по вопросу адаптации детей к обучению в средней школе. |
Родительское собрание |
4 |
|
4 |
21.04. 2023г |
«Властелин эмоций» |
Профилактика эмоционального выгорания |
Тренинг для педа-гогов |
1 |
|
5 |
17-21. 04. 2023г |
«Добрые пожелания»
|
Поддержание эмоционального комфорта в коллективе |
Акция для педагогов |
1 |
|
Проектная деятельность «Неделя психологии»
4 классы
Дата защиты проектов: с 17 по 21 апреля 2023г
Количество участников: весь класс. Обучающиеся по желанию распределяются по подгруппам из 4-5человек, выбирают одну тему для защиты проекта.
Материалы для защиты: презентация, наглядные материалы.
Регламент выступления : 5-7 минут
Темы проектов:
- Психология. Интересные факты.
- Психолог – кто это? В чем заключается работа психолога?
- Нужен ли психолог в школе? Наш школьный педагог-психолог.
- О чем говорит наш подчерк?
- Память и способы её развития.
- Мышление и способы его развития.
- Внимание и способы его развития.
- Магия цвета. Воздействие цвета на организм человека.
- О чем говорит тип характера человека.
- Конфликты в школе. Способы конструктивного разрешения конфликтов.
- Секреты вежливого общения в семье.
- Как найти друзей?
План проведения мероприятия
«Неделя психологии» с 23 по 27 октября 2023года.
Ответственный: педагог-психолог Семенова Ольга Александровна
Мероприятия, проведенные для обучающихся
|
№ |
дата
|
Тема мероприятия |
Тематическое направление
мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Количество мероприятий |
Количество участников |
1 |
23.10. 2023 |
«Дружить-счастливо жить!» 1классы |
Развитие коммуникативной компетентности и навыков конструктивного разрешения конфликтов |
Игровое занятие |
3 |
|
2 |
24.10.2023 |
«Властелин эмоций»
2 классы |
Развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции. |
Тренинговое занятие |
4 |
|
3 |
25.10.2023 |
«Ценности жизни»
3 классы |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся |
Тренинговое занятие |
3 |
|
4 |
26.10.2023 |
«Ценности жизни»
3 классы |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся |
Тренинговое занятие |
4 |
|
5 |
27.10 2023 |
«Мой класс. Мои одноклассники |
Определить круг значимого общения обучающихся, особенности межличностного взаимодействия и отношений. |
Социометрический опрос |
14 |
|
Мероприятия, проведенные для родителей и педагогов
|
№ |
дата
|
Тема мероприятия |
Тематическое направление
мероприятия |
Форма проведения меро-приятия |
Количест-во меро-приятий |
Количество участников |
1 |
23-27.10. 2023 |
«Тревожность моего ребенка» |
Оценка уровня школьной тревожности первоклассника. |
Анкетиро вание родителей |
3 |
|
2 |
24.10.
2023г |
«Адаптация первоклассника. Как помочь ребенку?» |
Повышение психологической культуры родителей по вопросу адаптации детей к обучению -1кл |
Родительское собрание |
3 |
|
3 |
27.10. 2023г |
«Особенности психологического возраста младшего подростка. Как общаться с подростком» |
Повышение психологической культуры родителей по вопросам общения с детьми младшего подросткового возраста |
Родитель ское собрание 4классы |
4 |
|
4 |
25.10. 2023г |
«Помоги сохранить жизнь» |
Просвещение педагогов по вопросам суицидального поведения детей. |
Семинар для педа-гогов |
1 |
|
5 |
23-27. 10. 2023г |
«Добрые пожелания»
|
Поддержание эмоционального комфорта в коллективе |
Акция для педагогов |
1 |
|